Уже некоторое время я являюсь владельцем камеры X-T3 от Fuji. За это время я успел поснимать этой камерой репортажи в самых различных условиях и с самыми разными задачами, а теперь готов поделиться с вами своими впечатлениями от этой модели. Начнем с плюсов. Главный и совершенно неоспоримый для меня плюс это то, как эти камеры работают с цветом. С этим феноменом я познакомился, когда в мои руки попала камера Fuji X-100. Приглянулась она мне за свой ретродизайн и уже потом я понял, какой замечательный инструмент оказался у меня в руках для неспешной и вдумчивой съемки. Вид этой камеры открыл мне многие двери, недоступные другим фотографам, только потому, что люди на входе принимали ее за пленочную камеру и, преисполнившись уважения, пропускал меня. Но вернемся к героине нашего обзора. Конечный снимок практически не требует доработки. Цвета передаются четко и ярко. Очень интересной представляется функция моделирования различных пленок, которые в свое время выпускала компания Fuji. Именно этим, на мой взгляд, и объясняется тот уровень понимания цвета и света при создании программного обеспечения для обработки полученных с матрицы данных.

Еще одним безусловным плюсом является выигрыш в весе и размере. Вместо огромного рюкзака можно взять с собой небольшого размера сумку с двумя объективами и быть уверенным, что ты покроешь с ними большинство самых популярных фокусных расстояний. Еще одним плюсом меньшего веса является тот факт, что теперь действительно можно использовать различные миништативы и они действительно буду держать вашу камеры в неподвижном состоянии. Не смотря ни на какие заверения ни на одном миништативе мой Nikon D750 с линзой 24-120/4 не держался прочно настолько, чтобы я не переживал не только за кадр, но и за камеру. Так что теперь при желании выйти в город на съемку, или в поездке, мне нет необходимости тащить огромный рюкзак, да еще и огромный штатив. Все помещается в одной маленькой фотосумке и еще остается место для документов и бумажника. В моем парке техники от Fuji кроме Х-100 и Х-Т3 есть пара объективов, один из которых перекочевал ко мне от моего прошлого китового набора. Это 18-55/2.8-4 и 55-200/3.5-4.8 Оба объектива объектива очень хороши для тех денег, которые просит за них производитель. И для съемки на улице они идеально покрывают весь необходимый диапазон фокусных расстояний. При этом они дают очень и очень приятную картинку. Их размеры и вес довольно неплохо балансируются с весом и размерами камеры, что приятно. Даже с линзой 55-200 вы не будете сильно выделяться из толпы и вас не будут сразу принимать за профессионала от фотографии, что для репортажного фотографа является большим плюсом. Так как уже одним своим присутствием репортер в состоянии влиять на происходящие вокруг него и у нас нет гарантии, что участники событий повели бы себя точно таким же образом, если бы человек с камерой там не присутствовал. На эту темы мы еще поговорим чуть позже.

Камер снабжена всеми необходимыми "плюшечками", которые должны быть у топовой камеры производителя. Подробно описывать их я не вижу смысла. Меня очень порадовала возможность фиксации дисков чувствительности и выдержки. Это действительно помогает он незапланированного изменения этих параметров. Сенсорный монитор великолепная вещь, которая очень полезна для незаметной съемки. Вполне логично и стройно выглядит перевод меню. Камера замечательно работает на высоких значениях ISO. При репортажной съемке я смело снимаю на значения 3200, без особых переживаний забираюсь в 6400. На таких значениях детализация в низкоконтрастных областях все же начинает пропадать, чудес на свете не бывает, но в высококонтрастных частях кадра все очень даже приемлемо. Хорошо работает функция подавления мерцания. Сейчас на многих мероприятиях используют диодные светильник, различные экраны с самой разнообразной частотой. Но функция эта работает только при механическом затворе. В качестве бонуса вы получите чуть меньшее количество шумов на высоком ISO. Это, кстати, помогает и при съемке сюжетов без сложных источников света. Так что если хотите меньше шума на снимке, пользуйтесь механическим затвором.

При этом электронный затвор просто незаменим при съемки различных театральных и музыкальных постановок. Если раньше я был вынужден сначала смастерить звуконепроницаемый чехол (портной из меня тот еще), а потом и надевать этого монстра на камеру, чтобы не мешать посетителям театра или не дай бог филармонии (филармонические бабушки самые фанатичные и слышат как скребётся мышь в запасниках Эрмитажа находясь за пять километров), то теперь я перехожу в режим электронного затвора и не доставляю никому дискомфорта от съемки, да и сам на ощупь не ищу ту или иную функцию на камере.

У меня даже родилась идея интересного совместного проекта для Fuji и какого-нибудь театра. Если вдруг сотрудники Fuji Россия прочитают мой обзор я хочу предлодить вам идею проекта "Искусство в тишине". Если коротко, то я предлагаю вступить с сотрудничество с одним или двумя театрами (музыкальными площадками). Со стороны фотографов Fuji эти площадки смогут получить качественный контент без малейшего дискомфорта для зрителей. А компания сможет показать всему театральному сообществу новый стандарт съемки и, возможно, сформировать собственный, новый тренд в съемке аналогичных событий. В качестве собственного примера могу привести две истории, которые случились со мной буквально с разрывом в несколько дней. Я снимал выступление всемирноизвестной балерины Натальи Осиповой и так случилось, что место съемки было рядом с продюсером данного события. Она очень переживала, что у меня камера без чехла, а после съемки очень живо интересовалась как такое возможно, что нет звука затвора. Это было в конце ноября, а буквально спустя пять дней я снимал национальную оперную премию "Онегин" и получал точно такие же вопросы, но уже от оперных певцов и дирижера. И давал точно такие же объяснения. При этом если для съемки использовать не только X-T3, но и камеры линейки GFX, то театральную съемку можно не просто вывести на совершенно новый уровень качества, но и сформировать новые стандарты для этой области фотографии.

Сенсорный монитор реально помогает при съемки стрит-фотографии. Человек, уткнувшийся в монитор и тыкающий в него пальцем выглядит гораздо безопаснее, чем тот, что пялится на вас через видоискатель. У камеры реально очень много плюсов и мне она очень, очень по душе. О все ее плюсах вам подробно расскажут производитель и его представители. Эта камера станет мощным и универсальным инструментом в руках опытного фотографа, который не поленится и прочитает инструкцию к этой камере. Теперь давайте перейдем не столько к минусам, сколько к замечаниям.

В основном я занимаюсь репортажной съемкой. В репортажной съемке очень часто приходится снимать сериями, чтобы поймать нужный тебе момент, особенно это актуально при съемке спортивных мероприятий. После съемки серии, если позволяет ситуация, я, как и многие фотографы, просматриваю всю серию и защищаю, блокирую, от стирания один или несколько нужных мне кадров, остальные одним нажатием уходят в корзину. Такой подход не только экономит место на карте, но и сильно экономит время в дальнейшем при финальном разборе отснятого материала. Так вот в X-T3 нет возможности запрограммировать одну из функциональных кнопок на это действие, приходится лезть в меню, подтверждать свое действие несколько раз. Еще одним недостатком может служить отсутствие связки между RAW и JPG файлами, когда снимаешь в формате RAW+JPG. Мне кажется вполне логичным, если при удалении RAW-файла будет удаляться и его меньший собрат. Эта функция не обязательно должна быть по умолчанию, но можно сделать ее настраиваемой. При удалении или при защите отснятых кадров было бы здорово добавить возможность приближения снимка, чтобы не приходилось переходить от одного процесса к другому. Функция автоматической фокусировки по лицу/глазам отлично работает, когда в кадре один человек, но стоит появиться в кадре второму участнику и все. Ты уже ничего не решаешь! А если один из них в очках, то ему точно не грозит попасть в фокус, даже если он занимает половину всего кадра. Цифровой видоискатель хоть и очень хорош, но все же пока хуже, на мой взгляд, чем оптический. По моим ощущениям глаз устает быстрее, чем при использовании оптического. Еще один недостаток всех беззеркальных камер вытекает из их основного свойства. Матрица в таких камерах не защищена призмой зеркала, затвором и при частой смене объективов в процессе репортажной съемки, особенно в сложных погодных условиях, шанс испачкать или даже повредить матрицу значительно выше. Так что при смене объективов старайтесь заранее подготовить нужную вам линзу и держите камеру матрицей вниз. И самое слабое место данной камеры - аккумулятор. Для такой камеры эта батарея непростительно слаба! Можно, конечно, навесить батарейную ручку, но тогда уходит преимущество компактности беззеркальной камеры. Мое решение этой проблемы очень просто. Один аккумулятор в камере и еще три в сумке. При этом я хочу чтобы вы понимали, все эти недочеты я привел здесь не для того, чтобы отговорить вас от приобретения этой камеры, а в надежде, что эту заметку увидят и прочитают представители бренда и донесут их до инженеров и разработчиков, чтобы сделать камеру еще лучше, тем более, что все эти изменения прописываются на программном уровне. Да, скорее всего это займет время, но эти изменения, на мой взгляд, действительно улучшат камеру и сделают ее более комфортной именно для репортажных фотографов.