"Фотография как..." Александр ЛапинСегодня хотелось бы рассказать о замечательной книге Александра Лапина "Фотография как..." Это книга кардинально отличается от всех других, что я читал ранее. Прежде всего тем, что не дает рецептов готовых шедевров. В книге нет той информации, ради которой покупается большинство книг по фотографии. Когда мы видим тот или иной кадр, который привлекает наше внимание, то сразу же возникает желание сделать такой же. "Я тоже хочу так снимать!" - абсолютно понятная реакция на такой кадр. Все сразу бросаются разгадывать технические параметры при которых была сделана фотография. Считают источники света, прикидывают "на глаз" их мощность и направление. А после того как данная загадка решена, отправляются в бой на создание собственного шедевра. Но копирование условий в студии или на природе не дает подобного результата, мы начинаем объяснять это тем, что камера не так хороша, что вспышка слабовата и т.д. И очень редко кто-нибудь задумается почему именно этот и никакой другой подобный кадр привлек наше внимание. Анри Картье-Брессон как-то сказал: "Разница между хорошим и средним снимком - это вопрос нескольких миллиметров, очень маленькая разница. Но существенная. Я считаю, что между фотографиями нет большой разницы, зато очень важны разницы маленькие". Книга Александра Лапина как раз и стремится обратить ваше внимание на эти маленькие, но очень важные разницы. В этой книге нет готовых световых и постановочных рецептов, но зато вся первая часть книги просвещена самому главному в фотографии - композиции. И не только самой композиции, но и тому как ее воспринимает человек, человеческий глаз, человеческий мозг. И если не принимать во внимание легкое неприятие современных технологий со стороны автора, то эта книга превращается в незаменимое руководство по фотографии. Сам автор пишет, что "научить композиции (как и всякому творчеству) почти невозможно", но при это сам материал изложен очень доступным и понятным языком. Воспринимается информация легко и приятно. Так что нам только и остается, что пытаться применить прочитанное на практике и уповать на это маленькое "почти". Не буду подробно расписывать материал представленный в этом издании. Да и смысла большого в этом. Это будет даже хуже, чем хрестоматия по литературе с кратким пересказом содержания произведения. Могу сказать только одно, если фотография вас действительно интересует, вы хотите снимать не только для домашнего альбома, то вам однозначно необходимо прочитать эту книгу.